Древняя цивилизация Китая, отделенного от Запада пустынями и горами Центральной Азии, оказалась изолированной от западной цивилизации. И лишь во II в. до н.э. китайцы впервые вступили в контакт с державами и империями Западного мира.
Чань Чинь
В I в. до н.э. границы Китая подвергались нападениям гуннов — воинственного кочевого народа из Центральной Азии. Китайский император Ву Ци рассчитывал заключить против гуннов союз с юэчи (племенем, которое гунны оттеснили на запад) и отправил к ним посла Чань Чинь. Чань Чинь двинулся в путь в 138 г. до н.э. и почти сразу попал к гуннам в плен. Освободиться ему удалось лишь через 10 лет, во время сражения под Хэючи, столицей племени юэчи, находившейся рядом с Хайберским перевалом. Но юэчи не проявили интереса к предложению Китая, и Чань Чинь, лишенный их поддержки, был вынужден ни с чем возвращаться в Китай. На этот раз, стараясь миновать гуннов, он выбрал окольный путь через Тибет. И все же гунны вновь захватили Чань Чиня в плен, но ему вновь удалось бежать. После 12 лет скитаний Чань Чинь прибыл в Чанъань, тогдашнюю столицу Китая. Из ста человек его посольства домой, кроме него, возвратилось лишь двое. На рисунке изображен китайский посол со своими слугами.
Шелковый путь
Хотя посольская миссия Чань Чиня закончилось неудачей, он узнал много нового и занимательного о чужих землях и их жителях. Эти сведения позволили китайским властям открыть Шелковый путь — дорогу, соединяющую Китай с Западом. Начиная со 105 г. до н.э. огромные караваны верблюдов, нагруженные шелковыми тканями, пряностями, редкими породами древесины, смолами, черепаховыми панцирями, драгоценными камнями и жемчугом, начали регулярно отправляться из Китая на Запад. Они проходили всю Азию, добирались до Антиохии, а оттуда морским путем направлялись в Рим.
Сюань-цзан
Одним из самых выдающихся путешественников считается буддийский монах Сюань-цзан (ок. 602-664). В 629 г. н.э., несмотря на строгий указ императора, запрещающий путешествия, он покинул Китай с целью изучения буддизма. Его судьба была очень переменчивой: то почести от царей, то нападения жестоких разбойников. По пути в Индию, на родину буддизма, Сюань-цзан направился на Запад, через пустыню Гоби, вдоль бурных рек и через мрачные ущелья, побывал в Бактрии, перебрался через Гиндукуш и отправился на восток, в Кашмир. Здесь он провел два года, изучая буддийские тексты в монастырских библиотеках в долине Ганга. В Аллахабаде Сюань-цзана захватили в плен и чуть было не убили пираты. В Ассаме он присоединился к процессии царя Харши, состоявшей из 20 тыс. слонов и 30 тыс. лодок. Переправляясь через Инд, Сюань-цзан потерял множество бесценных рукописей и всю коллекцию цветочных семян. Дальше он двинулся в горы верхом на слоне, обладавшем ненасытным аппетитом: слон съедал в день 40 охапок сена и по нескольку сотен хлебов. Наконец, несмотря на все препятствия, Сюань-цзан после 16 лет скитаний вернулся в Китай. Он въехал в Чанъань на колеснице, запряженной 20 конями и доставившей в столицу 700 книг, статуй и других буддийских реликвий. Его экспедиция вызвала такой интерес, что, вместо кары за нарушение императорского указа, ему при дворе были оказаны особые почести.
Чень Хо
Спустя много лет после странствий Сюань-цзана китайцы наладили торговые контакты с Индией. В VIII в. они побывали на Аравийском полуострове и на восточном побережье Африки. Китайские монеты и фарфор обменивались в Африке на золото, слоновую кость, рога носорогов, драгоценную древесину и пряности. В 1415г. китайский император получил от своего посла, прибывшего из Малинди, забавный подарок: жирафа. В 1368 г. монголы, хозяйничавшие в Китае 150 лет, были наконец изгнаны. В начале XV в. новый император Чень Цы разработал новую программу зарубежных путешествий. Выполнение ее было поручено высокопоставленному придворному чиновнику Чень Хо. Под его команду были переданы 27 тыс. человек и целый флот из 317 судов.
В 1405—1433 гг. Чень Хо совершил семь больших путешествий, посетив Индокитай, Яву, Суматру, Сиам (нынешний Таиланд), Мальдивские острова, Борнео, Персидский залив, Аравию и восточное побережье Африки. Несколько кораблей были посланы в разведывательные экспедиции в Тихий океан и, возможно, достигли северного побережья Австралии. Другая группа кораблей, возможно, обогнула мыс Доброй Надежды, так как на китайской карте 1420 г. ясно показана часть западного побережья Африки. Это произошло за 60 лет до того, как Бартоломео Диас первым из европейцев совершил плавание вокруг мыса Доброй Надежды. Спустя два года после возвращения Чень Хо из своей последней экспедиции умер последний император династии Минь. Вместе с ним интерес Китая к исследованиям далеких земель отошел в прошлое, и была принята новая политика в общении с иностранными государствами. Китай повернулся спиной к внешнему миру и прекратил направлять экспедиции на Запад.
Китайская джонка
Джонки, китайские корабли XV в., были гораздо крупнее европейских судов того времени. Водоизмещение некоторых кораблей Чень Хо более чем в 10 раз превосходило корабли Васко да Гамы. Морские джонки были плоскодонными судами большой грузоподъемности. На них имелись особые водонепроницаемые отсеки. На китайских джонках, еще за несколько веков до европейских трехмачтовых судов, было три мачты. Паруса имели прямоугольную форму и могли разворачиваться, чтобы лучше улавливать ветер.