Жан Поль Готье (род. 1952), истинный француз, бунтарь, не признающий в моде никаких авторитетов, гениальный самоучка. За 40 лет карьеры в мире моды он прошел путь от возмутителя спокойствия до признанного мэтра, овеянного всемирной славой. В 1967 Готье стал ассистентом Пьера Кардена, после того как без приглашения пришел к нему с папкой своих рисунков. В 1971-м Жан Поль немного поработал в Jacques Esetrel, затем перешел в Jean Patou и проработал там три года. В 1976-м при поддержке компании Mayagor дизайнер запустил собственную марку, но продолжал создавать коллекции купальников, кожи и меха для других марок. С 1978 по 1981 год финансовую поддержку дизайнеру оказывал японский конгломерат Kashiyama, который до сих пор по лицензии выпускает вещи марки в Японии и на Дальнем Востоке. Производство женской коллекции поддерживала компания Gibo, трикотажной — Equator.
Многолетний успех Готье связан с его готовностью впитывать идеи, возникающие внутри молодежной культуры, и сотрудничать с другими известными брендами. Например, в 1990-м он разработал костюмы для мирового тура Мадонны «Blond Ambition», а в 2008-м — для мирового тура Кайли Миноуг.
В 2000 году работа Готье была отмечена международным призом Совета модных дизайнеров Америки — за коллекции предыдущих трех лет. С 1999-го 35 процентов расходов компании Готье покрывает марка Hermes, а сам Готье взял на себя обязанности креативного директора Hermиs, которые исполнял до своей отставки в 2010-м.
Медуза Горгона от Готье: яркое ядовито-зеленое платье украшают причудливые объемные спирали (2008).
1984
Платье-корсет из оранжевого хлопкового бархата с торчащими — чашечками и шнуровкой.
К середине 1980-х за Готье прочно закрепилась репутация авангардного дизайнера, чьи провокационные творения неизменно привлекают внимание прессы. В детстве Готье восхищал бабушкин кружевной корсет цвета само. Дизайнер часто воспроизводил его в своих коллекциях. Самая известная версия — корсет с коническими чашечками для Мадонны. Используя нижнее белье в качестве одежды, дизайнер иронизирует женское тело, черпая вдохновение в чувственных глубинах будуара.
1985
Готье смело одевает мужчин в юбки, разрушая существующие тендерные стереотипы.
Длинная юбка из шотландки из дерзкой коллекции «Бог создал человека» напоминает шотландский килт, поэтому зрителю легче воспринять ее как предмет мужского гардероба. Мужественности образу добавляют также клетчатая рубашка и грубый вязаный кардиган. Дизайнеры уже несколько веков периодически пытаются ввести моду на мужские юбки. Готье регулярно использует их в своих коллекциях, разрушая традиционные представления о мужском гардеробе. Самая известная из его мужских юбок — саронг, в котором Дэвид Бекхэм появился в середине 1990-х.
1997
Авангардная невеста в траурном платье из черной парчи и вязаной кружевной мантилье.
Первая коллекция высокой моды, в которой были представлены платья и костюмы, словно сошедшие с картин Джованни Болдини, принесла Готье мировую славу. В мрачной готичной коллекции собраны мотивы царской России и Фаберже, Венеции периода упадка, описанной в романах Томаса Манна, и Испании времен ганноверской династии. Дизайнер использует все приемы из арсенала высокой моды: кружево, галуны, бисер, стразы, экзотические декоративные меха, чтобы создать ощущение невероятной роскоши.
2001
Безупречный по исполнению протест против традиционной высокой моды.
Готье низвергает с пьедестала «высокое мастерство пошива», оставляя обнаженными грудь и спину. Приталенный жакет черного брючного костюма разрезан поперек на уровни груди, и края разреза загнуты, образуя еще одну пару лацканов. У других моделей вертикальные швы не зашиты и сквозь них видны конусообразные бра. У третьих на спине сделаны вырезы.
2003
В осенне-зимней коллекции платья корсеты надеты поверх комбинезонов.
Облегающий комбинезон с капюшоном из ткани с цветочным рисунком создает ощущение, что все тело модели покрыто татуировкой. В этой коллекции представлен целый ряд комбинезонов. Есть многоцветный, собранный из кусочков кожи. Есть зловещий, украшенный рисунком в виде сердца, окруженного клубком вен и артерий. Обтягивающие комбинезоны сочетаются со строгими костюмами с юбками и похожими на платья жакетами из кожи или твида. Объем коллекции придают роскошные пальто с запахом, свободные парки и плащи из крокодиловой кожи, подбитые соболем.
2006
Коллекция выполнена в сельском стиле: оборки и корсажи из черного кружева сочетаются с одеждой гм андрогинного кроя.
Тельняшка — неизменный атрибут как коллекций Готье, так и его личного гардероба. Здесь ее детский вариант сочетается с белой плиссированной юбкой, а женский, похожий на нижнюю рубаху, — с сарафаном. В коллекции много «деревенских» вещей: рабочие штаны, блузы с короткими жилетками, сарафаны, платья со спущенными плечами и блузки с верхом на кулиске, украшенные традиционной восточноевропейской вышивкой. Более мужественно смотрится женский костюм-тройка в полоску. Мужчины одеты в белые фрачные костюмы инспекторов манежа в цирке или полосатые брюки с подтяжками и высокие черные сапоги.
2007
Галерея религиозных образов в весенне-летней коллекции.
Похожий на нимб головной убор с изображением мадонны, спадающая кружевная мантилья, юбка из тюля распахнута спереди, открывая взору изображение ангелов. Белые двубортные брючные костюмы и облегающие платья дополнены стеклянными нимбами.
2010
Главные темы коллекции — плетение из пальмовых листьев, пираты и Южная Америка.
Очередная версия фирменного корсета: кожаные полоски оплетают кринолин, образуя корсет с чашечками. Платья сплетены из лент, свободные концы которых образуют разлетающиеся при движении юбки. Есть мексиканская экзотика, помесь Фриды Кало и Кармен Миранды: брюки пастухов-гаучо, огромные сомбреро, вышитые шали с бахромой и даже похожие на пальмы головные уборы.