Цивилизация в процессе своего развития прошла несколько этапов, на каждом из которых уровень жизнедеятельности как отдельных людей, так и сообществ зависел от их информированности и способности эффективно обрабатывать данные. Этапы создания новых средств и методов обработки данных, повлекших существенные изменения в обществе, то есть которые изменили способ производства, стиль жизни, систему ценностей, называют информационными революциями.
Информационные революции вызвали поэтапный переход от аграрного общества к информационному, где интеллект и знания являются средством и продуктом производства.
Почему общество называют информационным?
Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются данные и знания.
Название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, которые предложили этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому
Под термином «информационное» («компьютеризированное») общество понимать такое, во все сферы жизнедеятельности членов которого включены компьютеры, информационные системы и услуги, удовлетворяющие информационным потребностям пользователя, а также другие средства информатики как орудия интеллектуального труда.
Информационное общество еще называют обществом знаний или обществом глобальной компетентности, поскольку основным требованиям общества XXI века по подготовке конкурентоспособных специалистов относятся:
- способность к критическому мышлению;
- универсальные, системные знания;
- ключевые компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- способность к принятию решений;
- умение управлять динамическими процессами;
- умение работать в коллективе (команде)
- навыки плодотворного общения.
Эти навыки были сформулированы двадцатью ведущими компаниями мира, которые занимаются прогнозированием развития экономики на будущее и разработкой соответствующих средств и технологий для эффективной реализации различных процессов: экономических, социальных, образовательных, — и получили название навыков XXI в.
В информационном обществе приобретения ключевых базовых знаний и навыков, к которым относится, в частности, знание возможностей использования современных компьютерных систем и умение применять их на практике, является залогом успешности и творческой реализации каждого человека. Именно это вызвало появление новой категории культуры — информационной.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с данными и использовать информационно-коммуникационные технологии, современные технические средства и методы для их получения, обработки и передачи.
Информационная культура проявляется у человека:
- в конкретных навыках использования различных технических устройств — от телефона до персонального компьютера и сетевых устройств;
- в способности использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии;
- в умении получать данные из разных источников — от периодических печатных источников в электронных коммуникаций;
- в умении подавать информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;
- в знаниях аналитических методов обработки данных;
- в умениях работать с сообщениями различных видов.
Информационная культура включает гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки данных с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать полученные сведения качественно, понимать их полезность, достоверность и тому подобное.
Существенный элемент информационной культуры — умение принимать коллективное решение. Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми — важный признак человека информационного общества.
Для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности у каждого человека должна быть сформирована информационная компетентность, которая предполагает способность человека ориентироваться в информационном пространстве, оперировать данными на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий в соответствии с потребностями рынка труда для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Для учеников информационная компетентность может означать сформированное умения эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии для обучения.
Чем занимается информатика как наука и как отрасль деятельности человека?
Информатика, как относительно молодая наука, возникла в середине XX в. Предпосылкой для этого стал резкий рост объема информационных данных и сообщений, которые должен был обрабатывать человек. Появляется компьютер, а затем и мощные компьютерные сети — технические средства, позволяющие хранить, обрабатывать и передавать большие объемы данных.
Основной целью информатики как науки является поиск нового знания в различных областях человеческой деятельности с помощью компьютерной техники.
Информатика — это наука, изучающая структуру и общие свойства данных, а также методы и средства их создания, поиска, хранения, обработки, передачи и использования в различных сферах деятельности человека.
Термин информатика возник в начале 60-х годов XX в. во Франции (от фр. information — информация и automatique — автоматика) для обозначения автоматизированной обработки различных данных. В англоязычных странах этому термину соответствует синоним Computer Science (компьютерные науки), поскольку термин информатика означает не только отражение достижений компьютерной техники, но и связан с процессами передачи и обработки данных различной природы.
Основными направлениями развития информатики являются: теоретическая, техническая и прикладная информатика. Теоретическая информатика призвана развивать общие теории поиска, обработки и хранения данных, выявление закономерностей создания и преобразования данных, использование современных информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, изучение взаимосвязи «человек — электронное устройство», развитие информационных технологий. Техническая информатика рассматривает автоматизированные системы обработки данных, создания нового поколения вычислительной техники, гибких технологических систем, роботов, искусственного интеллекта и др. Прикладная информатика создает базы знаний, разрабатывает рациональные методы автоматизации производства, создает теоретические основы проектирования, служит для связи науки с производством и обеспечивает запросы информационного общества.
Какие технологии называют информационными?
Для эффективной обработки различных данных современной информационно насыщенной среды, которая чрезвычайно стремительно меняется, и принятие на основе полученных результатов своевременных и правильных решений, необходимы новые знания и умения, а точнее — овладение технологиями.
Термин «технология» происходит от греч. τεχνη — искусство, мастерство, техника, умения и λογος — слово, умение передавать.
Технология — это совокупность методов и средств реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, выполняемых более или менее однозначно и которые имеют целью достижение высокой эффективности определенного вида деятельности.
Общий уровень развитости и совокупность созданных и использованных технологий является важной составляющей культуры общества, существенно влияет на устойчивость развития экономики, а следовательно является одной из характерных признаков цивилизации.
Информационная технология (ИТ) — совокупность методов и приемов, используемых с целью сбора, хранения, обработки, распространения, отображения и использования различных данных для интересов и потребностей пользователей.
Информационная технология отражает современное представление о процессах преобразования данных в информационном обществе. Она представляет собой совокупность четких целенаправленных действий по обраотке данных с помощью компьютера.
В современном информационном обществе основным техническим средством обработки различных данных являются компьютеры разных видов. Для реализации методов обработки данных используют программы. Сочетание же информационных и современных коммуникационных технологий, обеспечивающих передачу сообщений и данных различными средствами (компьютерные сети, телефон, факс, телевидение, спутниковая связь и т.п.), в корне изменило уровень и формы деловой и социальной активности людей.
Информационные технологии в своем развитии прошли определенные этапы:
Этапы развития технологий | Название технологии | Инструменты и коммуникации | Основная цель |
1-й этап (Вторая половина XIX в.) | Ручная информационная технология | Перо, чернильница, бухгалтерская книга. Коммуникации осуществляются вручную путем почтового отправления писем, пакетов, сообщений | Представления сообщений в нужной форме |
2-й этап (с конца XIX в. — 30-е годы XX в.) | Механическая технология | Печатная машинка, телефон, диктофон, почта. Используются более современные средства доставки | Представление сообщений в нужной форме более удобными средствами |
3-й этап (40-60-е годы XX в.) | Электрическая технология | Большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны | От формы уведомления акцент постепенно смещается на формирование его содержания |
4-й этап (с начала 70-х годов до середины 80-х годов XX в.) | Электронная технология | Большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления и информационно-поисковые системы, имеющие базовое и специализированное программное обеспечение | Акцент смещается на формирование содержательной стороны сообщения для управленческой среды различных отраслей общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы |
5-й этап (с середины 80-х годов XX в.) | Компьютерная технология | Персональный компьютер с большим количеством стандартных программных продуктов разного назначения | Создание систем поддержки принятия решений на разных уровнях управления. Системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта, реализуются на персональном компьютере и используют сетевые технологии и телекоммуникации для работы в сети |
6-й этап (с середины 90-х годов XX в.) | Новейшие Интернет/Интранет технологии | В различных областях науки, техники и бизнеса широко используются системы, в которых одновременно имеют доступ разные пользователи (системы), глобальные, региональные и локальные компьютерные сети | Развивается электронная коммерция. Увеличение объемов информации привело к созданию технологии интеллектуального анализа данных |
7-й этап (современность) | Облачные технологии, Интернет вещей | Удаленная обработка и хранение данных на серверах и использование программного обеспечения как онлайнового сервиса | Сложные вычисления и обработка данных осуществляются на удаленном сервере. Образование сети, состоящей из взаимосвязанных физических объектов (вещей) или устройств, которые имеют встроенные датчики, а также программное обеспечение, что позволяет осуществлять передачу и обмен данными между физическим миром и компьютерными системами, привело к созданию технологий «Умный город» или «Умный дом» |
Различные классификации информационных технологий.
Согласно методов и средств обработки данных различают следующую классификацию информационных технологий.
- Глобальные — технологии, которые включают модели, методы, способы использования данных в обществе.
- Базовые — информационные технологии, ориентированные на конкретную область применения.
- Конкретные — технологии, которые прорабатывают данные в процессе выполнения реальных задач пользователя.
Согласно предметных областей, обслуживаемых различают: технологии со сферой применения в бухгалтерском учете, банковской и налоговой деятельности, для обеспечения страхования, электронного правительства, статистики, электронной коммерции, образования, медицины.
Согласно типов данных выделяют технологии для обработки:
- данных с помощью алгоритмических языков, табличных процессоров, систем управления базами данных;
- текстов с помощью текстового процессора;
- графических изображений с помощью графических редакторов;
- знаний с помощью экспертных систем;
- объектов реального мира с помощью технологий мультимедиа и тому подобное.
Есть и другие классификации информационных технологий.
Несколько интересных фактов о современном информационном обществе:
- Объем знаний, порождаемое мировым сообществом, удваивается каждые 72 ч;
- Ежеминутно по электронной почте отправляется 204000000 сообщений;
- Объем данных, передаваемых с помощью искусственных спутников Земли в течение двух недель, является достаточным для заполнения 19 млн томов;
- В индустриально развитых странах учащиеся на момент окончания школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;
- В последующие три десятилетия в обществе произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три столетия.
Интеллектуальная собственность и авторское право
Интеллектуальная собственность — это результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охраняемые законом.
Рассмотрим основные характеристики интеллектуальной собственности.
- Интеллектуальная собственность нематериальна. В этом ее главная и важнейшая отличие от собственности на вещи (собственность в классическом смысле). Если у вас есть вещь, вы можете пользоваться ею сами или передать в пользование другому лицу. Однако невозможно одновременно использовать одну вещь вдвоем независимо друг от друга. Если вы владеете интеллектуальной собственностью, то можете использовать ее сами и одновременно предоставить права на нее другому лицу. Причем этих лиц могут быть миллионы, и все они могут независимо друг от друга использовать один объект интеллектуальной собственности.
- Интеллектуальная собственность является абсолютной. Это означает, что одному лицу — владельцу прав — противостоят все другие лица, которые без согласия владельца авторских прав не имеют права использовать объект интеллектуальной собственности. Причем отсутствие запрета использовать объект не считается разрешением.
- Нематериальные объекты интеллектуальной собственности воплощаются в материальных объектах. Покупая диск с музыкой, вы становитесь владельцем вещи, но не правообладателем музыкальных произведений, которые на нем записаны. Поэтому вы вправе делать все что угодно с диском, но не с музыкой. Неправомерно, например, будет менять музыкальное произведение, аранжировать или обрабатывать его другим образом без согласия автора. Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», которое означает оригинальный результат творческой деятельности, существует в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Программное обеспечение является объектом интеллектуальной собственности, все права на которое принадлежат тому, кто его создавал, или компании-разработчику. Это право защищается Законом «Об авторском праве и смежных правах». По этому закону при продаже программного обеспечения разработчик не передает конечному пользователю свои права на определенную программу, а лишь позволяет использовать (лицензирует) эту программу. На упаковке программного продукта часто отображается специальная отметка, указывающая на наличие лицензионного соглашения, которое определяет основные права и обязанности производителя и покупателя полученного программного продукта. Текст лицензионного соглашения отображается во время установки программного обеспечения на компьютер.
К сожалению, не все программные продукты, распространяемые на рынке, являются легальными. С юридической точки зрения к пиратскому программному обеспечению относятся все компьютерные программы, которые распространяются, устанавливаются на компьютеры и используются с нарушением условий их лицензионного соглашения. Например, самостоятельно созданные копии лицензионной программы перестают быть легальными, а подобные действия являются нарушением авторских прав и предусматривают правовую ответственность.
Этические нормы в информационном обществе
Информационная этика связана с моральными проблемами, возникающими в связи с развитием и применением информационных технологий. Информационная этика является составной частью компьютерной этики.
Компьютерная этика связана с рассмотрением технических, моральных, юридических, социальных, политических и философских вопросов. Проблемы, рассматриваемые в ней, можно разделить на несколько групп.
- Проблемы разработки моральных кодексов для компьютерных профессионалов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной техники.
- Проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свободу слова относительно сферы информационных технологий.
- Группа преступлений, возникающих с появлением компьютерных технологий, определением их статуса, то есть преимущественно правовые проблемы.
Указанные проблемы являются лишь частью компьютерной этики.
Основные положения кодекса компьютерной этики:
- Не использовать компьютер с целью навредить другим людям.
- Не создавать помех и не вмешиваться в работу пользователей компьютерных сетей.
- Не пользоваться файлами, которые не предназначены для свободного использования.
- Не использовать компьютер для хищения.
- Не использовать компьютер для распространения ложной информации.
- Не использовать «пиратское» программное обеспечение.
- Не присваивать чужую интеллектуальную собственность.
- Не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения того, кто ими владеет, или соответствующей компенсации.
- Думать о возможных последствиях для общества от создаваемых программ и разрабатываемых информационных систем.