В Исландии отметили кончину своего первого ледника — ученые и активисты провели символические «похороны» первого на острове ледника, растаявшего из-за климатических изменений.
Ледник располагался на вершине вулкана Ок. В память о некогда величественном массиве к оголенному камню прибили мемориальную табличку — «Послание будущему». Но это не первая и не единственная жертва глобального потепления: в других странах, включая Россию, изменение климата убивает ледники уже давно.
Однако в этой истории чуть меньше страшного, чем может показаться на первый взгляд: недаром тревогу по поводу исландского события забили антропологи, а не гляциологи. Смерть именно Окйёкудля в масштабах планеты не особенно пугает. Другое дело, что сегодня есть ледники, смерть которых действительно станет серьезной проблемой для людей.
История болезни ледника Окйёкудль
На щитовом вулкане Ок в Исландии существовал ледник — достаточно толстый слой льда, некогда до полукилометра, с площадью более 15 квадратных километров. В силу близости к крупным дорогам его начали детально наблюдать уже больше полувека назад лет, а в 2014 году гляциолог Оддур Сигурдссон (Oddur Sigurðsson) убедительно показал, что ледник «умер», то есть истончился настолько, что его лед уже не течет под собственной тяжестью. Его толщина упала больше, чем в 10 раз, и сейчас составляет меньше 50 метров. Сигурддсон предложил отныне называть Окйёкудль просто Ок («йёкудль» на исландском значит «ледник», Ок — название горы).
Ледовый покров на верхушке вулкана пока еще остается, его толщина составляет десятки метров. Но очень вероятно, что и эти льды исчезнут: высота горы всего 1198 метров, а ледяная шапка на ней возникла во многом благодаря влажному океаническому климату Исландии и высокой широте. Насыщенный водяными парами холодный воздух давал снег, а тот, в свою очередь, питал ледник.
В 2018 году американские антропологи из Университета Райса выпустили фильм «Not Ok» о гибели ледника. Именно с их подачи премьер-министр Исландии Катрин Якобсдоттир 18 августа 2019 года установила на склоне вулкана Ок мемориальную доску с надписью: «Ок — первый исландский ледник, потерявший статус ледника. В следующие 200 лет все наши основные ледники, скорее всего, ожидает та же судьба. Этот монумент должен показать, что мы знаем, что происходит и что нужно сделать. Только вы знаете, удастся ли нам это сделать». На табличке указана нынешняя средняя концентрация углекислого газа в атмосфере, 415 частей на миллион, посколькупричина смерти Окйёкудля — именно парниковый эффект.
Окйёкудль «официально прожил» всего 700 лет. Прежде в северном полушарии было несколько теплее, чем в XIV-XIX веках, поэтому сложно сказать достоверно, существовал ли он до того.
Почему тают ледники
Ситуация в этой области стремительно меняется по всему миру. Как прежде сообщал «Чердак», ледник Вавилова на острове Октябрьская революция (архипелаг Северная Земля) в 2015 году установил неожиданный рекорд. До того года он спускался к морю относительно медленно, как и положено леднику, на 132 метра в год, и за 30 лет он потерял лишь 1,2 кубокилометра льда. С 2015 года, однако, все резко изменилось: скорость сползания поднялась до 9200 метров в год (в 2016 году). При этом площадь ледника сильно выросла, но вот толщина упала так сильно, что за 2015-2016 годы он «похудел» на 4,5 миллиарда кубических метров льда, это миллиарды тонн. Сейчас ледник нестабилен: расширившись на более теплые нижележащие области, он продолжает быстро таять.
Сходная картина, кстати, наблюдается и на юге России: объем ледников Эльбруса с 1997 по 2017 год уменьшился на 1,5 кубических километра, то есть они стали уменьшаться втрое быстрее, чем в 1957-1997 годах. Такие же процессы полным ходом идут в Альпах, Гималаях и других оледенелых регионах Земли. Например, снега Килиманджаро (на самом деле также горный ледник) с 1912 года потеряли более 80% своего объема.
Чем грозит таяние ледников?
Таяние ледников означает, что многие соседствующие с ними регионы вскоре столкнутся с нехваткой легкодоступной пресной воды. В тундре выпадает очень мало осадков, часто 150-200 миллиметров в год, как в пустынях. Водяных паров в холодном воздухе мало, поэтому тающие на солнце языки ледников часто являются основным источником пресной воды, питая родники и озера у своего основания. 5 600 лет назад именно «смерть» ледника на острове Святого Павла привела к вымиранию последних мамонтов Северной Америки. Они уцелели на острове, поскольку, по всей видимости, там не было людей, которые хотели бы их истребить.
Однако это крайний случай возможного вреда таяния ледников. В менее холодных зонах осадков, как правило, больше, и та же Исландия в год получает от 500 до 3 800 миллиметров осадков. Поэтому от таяния небольших, неконтинентальных ледников, подобных Окйёкудлю, по-настоящему больших перемен ожидать трудно.
Но 10% суши на нашей планеты покрыты ледниками континентальными, в основном, в Гренландии и Антарктиде. Их таяние из-за глобального потепления — достоверно установленный факт. Одна Гренландия теряет от этого по полмиллиарда тонн льда в час, и вода неумолимо стекает в океан. От этого уровень моря поднимается на 2,5-3,0 миллиметра в год. Конечно, это далеко не те 40-60 миллиметров, что полтора десятка тысяч лет назад, в конце последнего оледенения, набегали каждый год. Но и такой умеренный подъем уровня моря в XXI веке может привести к затоплению части населенной людьми суши.
Разумеется, бороться с таким подъемом моря можно простым укреплением берегов, но, как это часто бывает, далеко не везде в мире вообще понимают, что со столь неспешными и неумолимыми изменениями что-то надо делать.
- Бывший ледник на Аляске. Фото слева сделано 13 августа 1941 года, справа — 13 августа 2004 года. NASA
И все же процесс таяния ледников — это не всегда трагическая история. Как видно на фото выше, всего за несколько десятилетий после отступлении ледника на месте ледяной пустыни может появиться растительность, которая, разумеется, до его отступления там существовать не могла.
Гибель ледников, подобная той, что отмечена памятной табличкой в Исландии, сама по себе не столько трагедия или радость, сколько наглядное напоминание: климат на нашей планете меняется, и мы должны принимать это во внимание. Адаптироваться к глобальному изменению, что вызвали своими руками, или стать потерпевшими от собственной недальновидности — и нежелания адаптироваться.