5 февраля в мире отмечают День безопасного интернета. Сейчас в России около 90 млн пользователей интернета, поэтому вопросы безопасности в сети более чем актуален. В этом контексте забота о детях приобретает большие масштабы. Если раньше надо было говорить с детьми об их безопасности вне дома и т.д., то в наше время имеет смысл предостерегать их от невзгод во время пребывания во всемирной паутине.
От чего следует защищать ребенка
Информационная безопасность касается защиты жизненно важных интересов человека (и более глобально — общества, государства). Ложная, неполная, несвоевременная информация может нанести вред. Особенно уязвимы в этом контексте дети. Они могут не знать, какую информацию можно выкладывать в сеть, а какую не стоит. Иногда школьники не могут правильно среагировать на материалы из сети по разным причинам. Работа в этом направлении для учителей и родителей очень важна. Бесконтрольный доступ к интернету может иметь негативные последствия для ребенка.
Типы угроз
Относящиеся к личной безопасности:
- Ознакомление с порнографическими материалами, ненормативной лексикой, информацией суицидального характера, расистского, человеконенавистнического или сектантского содержания.
- Угроза получения недостоверной или ложной информации.
- Формирования зависимости (игровой, компьютерной, от интернета).
- Общение с опасными людьми (извращенцы, мошенники).
- Привлечение к выполнению противоправных действий (хакерство, нарушение прав и свобод других).
Касающиеся общей безопасности:
- Материалы, существование и использование которых может стать причиной посягательства на безопасность окружающих (например, информация о создании оружия или ядовитых веществ).
- Сознательное и бессознательное введения в заблуждение других.
- Совершение противоправных действий, влекущих за собой ответственность согласно действующему законодательству.
- Кибербуллинг — сознательная травля и унижение, прежде всего сверстников.
Связанные с утечкой персональной информации:
- Разглашение личной и конфиденциальной информации (фамилии, имена, контакты, данные кредитных карт, номера телефонов).
- Угроза заражения ПК вирусами различной категории.
- Опасность загрузки программ с вредными функциями.
Это наиболее распространенные типы угроз, с которыми может столкнуться ребенок в интернете, выкладывая или просматривая сомнительную информацию. От некоторых из них можно защититься техническими средствами, но большинство требуют комплексного подхода.
Памятка. Основные правила безопасной работы в интернете, о которых стоит сказать детям
- Не давайте никому своих паролей.
- Не передавайте никому личную информацию без крайней на то необходимости.
- Не реагируйте на неприличные и грубые комментарии, адресованные вам.
- Сообщайте о ситуации в интернете, которые вас беспокоят (угрозы, файлы определенного рода, предложения).
- Отказывайтесь от встреч со случайными людьми, с которыми познакомились в Интернете.
- Не делитесь своими фото с незнакомцами.
- Не сообщайте информацию о кредитки родителей (номер карты, срок действия и тайный код).
- Не выкладываю фото билетов, на которых видно штрих-код или QR-код.
- Не скачивают и не устанавливайте неизвестные программы по ссылкам, даже если их предоставили друзья.
- Устанавливая проверенные программы, контролируйте, чтобы на ПК не добавились нежелательные программы.
- Не смотрите информацию по неизвестным ссылкам (друзья, которые ими делятся, могут не подозревать об угрозе).
- Не открывайте письма со спамом, они могут содержать вирусы.
На чем стоит делать акценты? Основной совет для школьников любого возраста состоит из трех ключевых аспектов:
- Помните: Когда вы разместили информацию в интернете, вы теряете над ней контроль. Удаление материала и его копий практически невозможно.
- Проверяйте: Вы должны точно знать, кому предоставляете информацию, а также, как и с какой целью она будет использована.
- Думайте: Стоит ли размещать информацию, если вы не знаете, как ее используют и не навредит ли это вам или близким?
Скорее всего в вашем детстве не было интернета, поэтому вам достаточно сложно поставить себя на место современного ребенка. Зрелый человек может контролировать свое поведение в сети по мере своих знаний, а вот для ребенка это может показаться несколько более сложным по объективным причинам.
Именно поэтому старшим нужно определить для себя проблемные моменты в сети, а затем научить ребенка быть благоразумным, ответственным за свои действия не только в реальности, но и в виртуальном мире. Большинство проблем можно избежать, если своевременно объяснить, что интернет безопасен лишь для тех, кто с умом подходит к пользованию им.
Подробнее о безопасности в сети Интернет можно прочитать в наших статьях: Правила безопасного поведения в Интернете, Безопасность в сети Интернет и Информационная безопасность.