Согласитесь, что ученики не всегда хорошо ведут себя, добросовестно выполняют домашние задания и активно работают над усвоением учебного материала. И каждый учитель, даже начинающий, думает, что обладает определенным набором слов и средств убеждения, которые бы стимулировали детей эффективно работать.
А задумывались ли вы, что ученики часто воспринимают советы и предупреждения учителя как «угрозы»? Конечно же, не в смысле того, что педагог может причинить ребенку какой либо вред. Нет. Риск в том, что ученики болезненно воспринимают негатив. Слова о неизбежности наступления чего-то неприятного или неудачи могут еще больше осложнить ситуацию. А главное — учитель может потерять доверие и уважение ученика.
В таком случае польза от коррекции учебного процесса сводится на нет. А тем более — ученики, которые слышат «угрозы» со стороны учителя, могут занять откровенно бунтарскую позицию или превратить учебный процесс на банальное выполнение задач лишь для того, чтобы избежать критики.
Всегда ли мы понимаем, что «угрожаем» детям?
«Угроза» в процессе обучения — это попытка достичь атмосферы производительности и максимальной сосредоточенности классе. Учитель делает это для того, чтобы ученики действовали по установленным правилам во избежание проблемных ситуаций.
Несколько примеров типичных «угроз» учителя:
- Не будешь выполнять задачи и нарушать дисциплину — получишь плохие оценки.
- Если не слушаешь меня, то попробуй поиграть на нервах родителей или дирекции школы.
- Без высокого уровня знаний и хороших оценок ты не сможешь стать успешным.
- За плохое поведение и низкие оценки над тобой будут смеяться.
Такие слова редко могут кого-то мотивировать. Они, скорее всего, лишь запугивают и раздражают ребенка.
Почему «угрозы» редко воспринимаются учениками?
Некоторые считают, что «угрозы» — это простой, но очень действенный метод убеждения. Но в целом, «угрозы» учителя ученикам является образцом негативной мотивации. Например, можно подумать, что фраза «Не будешь добросовестно учиться — не поступишь в институт. А не поступишь в институт — не станешь успешным» станет чудодейственным мотивом, убедит ученика старательно учиться. Конечно, иногда такая мотивация может дать желаемый результат.
Впрочем, на самом деле отрицательная мотивация не формирует четкого образа цели обучения. Она наоборот обращает внимание ребенка на наказания. Поэтому ученики могут усомниться в важности своего обучения, написании контрольных работ и роли образования и образованности в собственной жизни.
Мотивация «угрозами» также вредит инициативности и креативности детей. Они начинают бояться ошибок и привыкают действовать по плану. И даже незначительное отхождение от него часто вызывает настоящую панику. Удовольствие от процесса обучения и возможных успехов может притупиться да и вообще исчезнуть в результате постоянного страха перед «угрозами» и наказанием.
Находим альтернативу
Вы можете использовать другие виды учебной мотивации, тем более, что выбор у вас действительно огромен. Вот несколько примеров:
Станьте другом для учеников
Согласитесь, что наиболее действенная модель сотрудничества — это когда учитель становится другом для ученика. Помогите детям направить их активность в правильное русло. Лучше стать другом и моральным авторитетом для учеников, чем достигать спокойствия и выполнения учебного плана применяя психологическое давление.
Расскажите, что обучение — это один из важнейших этапов самореализации
Объясните детям, что благодаря обучению они смогут реализовать себя в любой профессии. У учеников не должно складываться мнение, что они не могут учиться без «угроз» и критики со стороны учителя («без палки»). Дети должны чувствовать, что учитель желает им добра и успехов, а не «слепого» выполнения заданий.
Старайтесь не давить психологически
Психологическое давление и частые нарекания не улучшит успешности ученика. Наоборот, он может потерять желание сотрудничать с педагогом или даже учиться вообще. Для того, чтобы ребенок был активным, стоит не угрожать, а разобраться, какова причина нежелания выполнять задачи и попытаться найти альтернативу.
Объясните детям цель их обучения
Помогите ученикам понять, какие преимущества от обучения получает каждый из них. Например, давая домашнее задание, следует детально объяснить:
- что именно ребенку нужно делать;
- почему эту задачу надо выполнить (какая польза от его выполнения);
- какова конечная цель выполнения (например, поступление в желаемый университет и т.д.).
В такой ситуации, учащиеся будут прилагать усилия для достижения цели, а не для того, чтобы избежать наказания.
Не забывайте о позитивном настрое
Есть мнение, если учитель идет на урок бороться с нарушителями дисциплины, то он их обязательно найдет. И потратит на обуздание этой «угрозы» немало времени и сил. Поэтому следует не искать нарушителей, а пытаться привлечь каждого ученика в учебный процесс. Так можно сместить фокус внимания с поиска виновников на совершенствование педагогических приемов преподавания.
Избегайте «угроз» во время коммуникации с учениками. Старайтесь найти особый подход к каждому, ведь избыточное давление может повредить детям. Сделайте это, и ученики обязательно отблагодарят вас своими успехами.