Проблемы очистки сточных вод
Самостоятельный комплекс проблем, связанных с антропогенным изменением режимов природных водоемов и водотоков, возникает в связи с работами по гидростроительству и ирригации. В нашей стране накопился большой опыт строительства крупных гидростанций, судоходных каналов («Москва — порт пяти морей»), ирригационных систем большой мощности. В большинстве случаев при их помощи решали действительно важные экономические и стратегические задачи. Строительство каскада водохранилищ и гидроэлектростанций от Белого до Каспийского и Черного морей не только позволило перевозить водным, самым дешевым, путем громадное количество грузов, но и обеспечить электроэнергией индустриализацию страны в предвоенные годы, создание ядерного оружия и атомной промышленности (см. «Ядерная энергия и радиоактивность«) в годы послевоенной гонки вооружений. Однако в те годы еще не был осознан уже имевшийся печальный опыт последствий не только для природных систем, но и для экономики страны безоглядного вмешательства в равновесие природных систем.
Так, создание системы крупных водохранилищ на равнинных реках привело к необратимой потере огромных площадей наиболее продуктивных пойменных земель в долинах Шексны, Мологи, Москвы-реки, Камы, Волги и многих более мелких рек. Потери, связанные со снижением продуктивности животноводства из-за сокращения площадей наиболее ценных пастбищ и сенокосов, с переселением сотен тысяч жителей городов и деревень зон затопления, гибели огромных лесных массивов, кажется, до сих пор не поддаются более или менее объективной оценке. Дополнительные потери вызваны повышением уровня грунтовых вод на многие километры от самих водохранилищ, заболачиванием лесов и лугов, ухудшением температурно-влажностного режима на больших территориях Северо-Запада России.
Может быть, с учетом экологических последствий следовало в свое время остановиться на варианте строительства гидростанций на горных реках, где при значительно меньших площадях и объемах водохранилищ можно получить сравнимый энергетический эффект за счет существенно большего перепада уровней воды. Удорожание водных перевозок малыми судами по сравнению с использованием крупнотоннажных судов типа «река-море», надо полагать, с лихвой окупилось бы сохранением пойменных земель, лесных и рыбных ресурсов, если бы экономические и демографические задачи имели в свое время приоритет по сравнению с задачами пропагандистско-политическими.
Заинтересованное в максимальном увеличении объема работ, чего бы это ни стоило в конце концов стране, гидростроительное ведомство бывшего СССР в высшей степени энергично на всех уровнях, от Политбюро ЦК КПСС до Президиума Академии Наук СССР, добивалось разработки и утверждения грандиозных гидротехнических проектов. Их реализация должна была решать как будто бы очевидные задачи — обеспечение водой растущих рисовых и хлопковых полей Средней Азии, засушливых степей Прикаспия и многие другие.
Однако сооружение оросительных систем, использующих воды Аму-Дарьи, Сыр-Дарьи и Или, привело к значительному сокращению поступления пресной воды в Аральское море. В районе Арала возникла одна из наиболее катастрофических ситуаций. Отступление воды на многие километры от берегов и повышение ее солености привело к многократному снижению рыбных запасов Арала, свертыванию рыбоперерабатывающей промышленности, резкому ухудшению условий жизни населения Кара-Калпакии. Отлагающиеся на высыхающих берегах Арала соли разносятся ветрами на многие сотни километров вокруг, приводя к прогрессирующему засолению почв.
Начавшееся в 60-е годы снижение уровня воды в Каспии связывали с задержкой поступления вод Волги из-за системы водохранилищ и развития ирригации на их основе. Решено было построить перемычку-плотину, которая должна была (и успешно начала это делать) остановить утечку каспийских вод в залив Карабогаз-Гол и тем поддержать уровень воды в Каспии. Но вскоре снижение уровня Каспия сменилось его быстрым повышением. Дело в том, что гидростроители имели возможность считаться только с мнением тех ученых, которые с экономических или технических позиций поддерживали их проекты, а мнения экологов и климатологов оценивать как «паникерские» и чуть ли ни «антинародные». Но правы оказались именно экологи и климатологи, профессионалы в области природных процессов.
Как в случае Арала, так и в случае Каспия, гидротехнические «победы над природой» наложились на примерно столетнюю природную ритмику широтных смещений основных западных ветров, несущих влагу Атлантики на Евро-Азиатский континент. Закончился период максимального влагообеспечения южных районов, водосборов рек, питающих Арал и Балхаш, и начался период наибольшего влагообеспечения бассейна Волги, основного водосборного бассейна Каспия. Эти природные процессы резко усилили экологические последствия отъема вод, питающих Арал, и сделали бессмысленной техническую защиту Каспия от обмеления.
Планировавшееся и уже начавшееся строительство крупнейшего и очень дорогого оросительного канала «Волга-Чаграй» удалось все-таки остановить еще до возникновения современной катастрофической ситуации в российской экономике, поскольку практически единым оказалось мнение (и готовность его активно отстаивать) ученых, прогнозировавших быстрое засоление вод канала, последующее интенсивное засоление и выведение из оборота бедных, но устойчиво сохраняющих пастбищные свойства земель, превращение которых в очередную техногенную житницу оказалось очевидной утопией, грозящей катастрофическими последствиями.