В борьбе с загрязнением атмосферного воздуха приходится учитывать, наряду со стремлением к его уменьшению, необходимость сохранения производств, чья продукция играет в жизни людей очень важную роль. Проще всего бывает просто закрыть отравляющее воздух предприятие. Однако, как показал опыт таких закрытий в первые годы перестройки в бывшем СССР, отрицательные экономические последствия могут намного превысить положительный (для людей) эффект локального улучшения качества воздуха. Потеря рабочих мест, срывы в работе смежных производств и снижение общего уровня производства, снижение уровня жизни людей ведут иногда к более значительным потерям для здоровья, чем выигрыш от повышения чистоты воздуха.
Это требует разумных стратегии и тактики в организации и проведении в жизнь мер по уменьшению техногенного загрязнения атмосферы. Стратегия, то есть разработка принципиальных основ развития систем производства с учетом технологий, территориального размещения, прогноза изменения роли отдельных производств или видов транспорта, должна ориентироваться на значительные отрезки времени, целые десятилетия. Она требует учета тенденций развития науки и техники, согласования действий многих стран, в конце концов, всего мирового сообщества. Сюда относятся разработка новых, экологически безопасных технологий, материалов, методов экономического стимулирования и международного распределения труда. Последнее должно исключать практику размещения наиболее вредных производств в экономически слаборазвитых странах, несовершенное экологическое законодательство которых позволяло и все еще позволяет крупным фирмам и транснациональным корпорациям экономить на усовершенствовании технологий. К сожалению, процесс выработки международной стратегии в этой области сильно осложняется несогласованностью политических и экономических национальных приоритетов разных стран.
Тактические решения
К области тактических решений можно отнести совершенствование существующих технологий за счет применения пыле- и газоулавливающих устройств, вторичного использования отходящих газов, совершенствование организации производства, использование широких возможностей рационализации. Например, в ряде небольших городов России в 70-е годы была проведена централизация систем отопления. При этом удалось ликвидировать множество небольших котельных, работавших на угле, заменив их несравненно меньшим числом мощных котельных, использующих в качестве топлива газ. Это позволило в несколько раз снизить содержание в воздухе этих городов окислов азота и серы, сажи и минеральных частиц, давая одновременно экономию топлива за счет более высокого КПД мощных отопительных систем.
Однако подобные работы требуют расходов, на которые без специального экономического стимулирования предприятия обычно идут неохотно. Поэтому во многих странах, в России в том числе, введена плата за использование ресурсов и за загрязнение воздушной среды. Для основных загрязнителей законом установлены предельно допустимые концентрации (ПДК), исходя из которых для каждого предприятия устанавливается предельно допустимый уровень выбросов (ПДВ). За превышение ПДВ устанавливаются прогрессивные штрафы. Этот комплекс экономических рычагов позволяет управлять уровнем экологической вредности предприятий, стимулируя их к максимально экономному использованию сырья, водных, энергетических и других ресурсов, а также к внедрению экологически наименее вредных технологий.