Океаны и моря — своеобразная природная среда, в которой функционирует сложное многоотраслевое хозяйство, поэтому на него воздействуют не только природные, но и экономические факторы.
Техника применяемая в производстве
В океанском производстве применяется весьма разнообразная техника: всевозможные устройства, машины, механизмы, приборы, инструменты и пр. Однако доминирующее положение в ней занимают плавсредства. Именно морские суда, различные по назначению, а следовательно, и по конструкции, и по размерам, служат специфической основой материально-технической базы производства в океанах и морях, так как без них невозможна хозяйственная деятельность в Мировом океане. Порты также входят в материально-техническую базу океанского производства.
В океанах и морях широко применяется специализированная строительная техника: плавкраны, земснаряды, землечерпалки и другие технические средства; установки для бурения скважин на дне и устройства для добычи нефти и газа из них; по дну проложены трубопроводы; протянуты кабели телеграфной и телефонной связи.
Для обнаружения скоплений рыбы, наведения на них промысловых судов и для разведки ледовой обстановки в океанском хозяйстве используется не только авиация, но и космические средства. Все это свидетельствует о большом разнообразии океанской техники и о ее большой капиталоемкости.
Материально-техническая база океанского хозяйства по мере развития производительных сил преобразуется и совершенствуется. Наиболее значительный и стремительный прогресс морской техники происходит в последнее время, в ходе научно-технической революции. Появились принципиально новые транспортные суда с грузоподъемностью в сотни тысяч тонн, созданы новые глубоководные обитаемые аппараты, способные погружаться на самые большие глубины Мирового океана. Ведется глубоководное бурение с помощью установок, смонтированных на плавучих платформах. Появилась навигационная аппаратура, позволяющая судну определять свое местоположение с достаточно высокой степенью точности. Стало возможно осматривать и снимать дно с помощью телевидения и гидролокационных устройств без искусственного освещения. Внедрение атомной энергии в мореплавание позволило атомному ледоколу «Арктика» впервые в истории пройти сквозь льды до Северного полюса. Оборудование поисковых и промысловых судов специальной гидролокационной аппаратурой позволяет определять места и глубины скопления рыбы. Разрабатываются технические средства добычи полезных ископаемых со дна океана на глубинах 3 — 4 км. Конструируются электронные роботы для подводных работ и пр.
Прогресс океанской техники позволил ускорить товарооборот между странами, освоить новые источники добычи топлива и минерального сырья, расширить промысел водных животных и растений, т. е. стал существенным экономическим фактором.
Однако техника (средства труда) — это лишь один из элементов производительных сил океанского производства, другой их главнейший элемент — это люди, приводящие технику в движение. В океанском производстве заняты представители специальных (штурман, рыбак, судостроитель и т.п.) и общих (токарь, слесарь, сварщик и др.) профессий. Живут они в береговой зоне, а работают кто на судах в открытых водах океанов и морей, кто на береговых предприятиях, прямо или косвенно связанных с Мировым океаном. Весь этот контингент работников образует трудовые ресурсы океанского производства. Примерные подсчеты показывают, что на океане и его морях трудятся более миллиона моряков и рыбаков. На каждого из них приходится более двадцати человек, работающих на судостроительных и судоремонтных заводах, рыбокомбинатах, в портовом хозяйстве, на фабриках тары и других предприятиях, расположенных на суше. Присоединив к ним работников сферы обслуживания приморского населения и неработающих членов семей, в итоге получим, что Мировой океан служит источником существования, по меньшей мере 100 млн. человек. Их число неуклонно растет, так как расширяется освоение океанов и морей. По этой же причине, если сравнить с прошлым столетием, значительно увеличилась доля приморского населения нашей планеты. В середине XX в. в полосе шириной до 50 км от берегов океанов и морей проживало 27,6% населения Земли, а в полосе, удаленной на 50—200 км от побережья, было сосредоточено еще 22,7% жителей земного шара. Таким образом, более половины (50,3%) всего человечества жило не далее 200 км от океанских и морских побережий. Эта особенность географии населения служит одним из экономических факторов.
Богатые и разнообразные ресурсы, а также транспортные функции Мирового океана определяют его экономический потенциал. Под, этим понятием подразумевают имеющиеся в океанах и морях ресурсные возможности, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности человечества. Такие возможности обусловливаются материальными богатствами Мирового океана, использованием вод как естественных транспортных артерий, а прибрежных вод — для рекреационных целей.
Пока невозможно дать исчерпывающую количественную оценку природным ресурсам Мирового океана, поскольку нет надежных исходных данных по запасам биологических, топливных, минеральных и других богатств и не разработана методика такой оценки.
Однако роль океана в современном мировом хозяйстве довольно показательно характеризуют доходы, получаемые в результате производственной деятельности на океанах и морях. Ныне основную часть дохода дает добыча нефти, газа и твердых полезных ископаемых.
Уровни развития производительных сил различных стран мира служат важным фактором для вовлечения тех кли иных компонентов океанской среды в хозяйственный оборот.
В настоящее время сложились определенные объективные предпосылки для усиления разностороннего освоения океанов и морей в хозяйственных целях. Наиболее существенные из них следующие:
1. Неуклонный рост потребности в пищевых, промышленных, топливных и энергетических ресурсах в связи с расширением производства. Исчерпывание или нехватка важнейших из них вынуждает человечество обращаться к богатствам Мирового океана, который становится первым внеконтинентальным источником жизненно важных природных ресурсов.
2. Неравномерность пространственного размещения многих важных ресурсов на суше и связанный с этим дефицит их в отдельных странах. Не имея на своих территориях нефти и газа, некоторые приморские государства Европы разрабатывают нефтегазоносные месторождения на дне Северного моря.
3. Более низкая себестоимость получения определенных видов продукции из морских источников, чем из их аналогов на суше (например, магния и в отдельных районах брома). Разработка прибрежно-морских россыпей ведется без дорогостоящих вскрышных и горно-капитальных работ, что удешевляет ее по сравнению с подобными выработками на суше.
4. Менее высокая, чем на других нилах транспорта, стоимость морских перевозок, особенно массовых грузов, на дальние расстояния.
Все это стимулирует освоение Мирового океана.