Неуклонное расширение морского производства в разных странах породило необходимость его правового регулирования, которое в настоящее время стало разносторонней и острой проблемой в сложном комплексе международных отношений. Она имеет самостоятельное значение, служит предметом особого изучения и рассмотрения, что выходит за рамки этой книги. Здесь мы находит возможным отметить лишь некоторые существенные стороны новых тенденций в изменении правопорядка в Мировом океане в связи с растущим использованием вод и недр океанов и морей.
Морские права государств
Основой регулирования разносторонних мероприятий государств в Мировом океане служит международное морское право — система принципов и норм, определяющих правовое положение морских пространств и регламентирующих межгосударственные отношения, касающиеся мореплавания, использования ресурсов и иных видов деятельности на океанах и морях. Современное международное морское право отражает основные особенности нынешней эпохи и закономерности развития производительных сил человеческого общества. Важная особенность принципов и норм международного морского права нашего времени заключается в том, что они выражают идеи государств мировой социалистической системы, направленные на активную защиту мира, сохранение свободы и независимости народов.
В декабре 1982 г. на заключительной сессии III конференции ООН по морскому праву, которая состоялась в Монтего-Бей (о. Ямайка) была принята новая Конвенция по морскому праву. В ней закреплены положения, определяющие порядок и правила освоения и использования просторов и ресурсов Мирового океана всеми государствами нашей планеты. Эта Конвенция — документальное выражение современного морского права. Через год после того как 60 стран ратифицируют конвенцию, она вошла в действие.
В сферу действия принципов и норм международного морского права входят определенные пространственные понятия, относящиеся к различным участкам Мирового океана. Главный критерий правового разграничения морских пространств — предел распространения суверенных прав прибрежных государств на близлежащие к ним воды. По этому критерию выделяются: прибрежные (внутренние) воды и территориальное море, на которые распространяются суверенные права государств, и воды открытого моря, на которые суверенитет государств распространяться не может. Морское дно по правовым признакам подразделяется на дно морей под внутренними водами и территориальным морем, континентальный шельф и морское дно за пределами континентального шельфа.
Внутренние воды — часть территории прибрежного государства, на которую полностью распространяется его суверенитет.
Территориальное море — прибрежный морской пояс, непосредственно примыкающий к внутренним водам государства, а в случае государства-архипелага — к его архипелажным водам. На эти воды распространяется суверенитет прибрежного государства. Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от определенных исходных линий.
Прилежащая зона — это зона, прилежащая к территориальному морю государства, в которой оно может осуществлять контроль для предотвращения нарушений таможенных, иммиграционных и некоторых других законов и правил, действующих на его территории или в территориальном море. Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Открытое море — пространства океанов и морей, которые не входят ни во внутренние воды, ни в территориальное море какого-либо государства и не находятся под чьим-либо суверенитетом. Оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В его пределах осуществляется принцип свободы открытого моря, предусматривающий свободу использования открытого моря для различных видов хозяйственной деятельности: рыболовства, судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей, возведения искусственных островов, научных исследований и т. п. для всех государств, в том числе и неприбрежных. При этом все государства должны учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части пространств открытого моря своему суверенитету.
Континентальный шельф прибрежного государства — морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами его территориального моря до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Континентальный шельф не может простираться более чем за 350 миль от берега или 100 миль от 2500-метровой изобаты. Подводная окраина материка включает в себя находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра. Для подготовки рекомендаций, на основе которых прибрежные государства будут устанавливать границы своего шельфа, Конвенцией предусмотрено учреждение Комиссии по границам шельфа.
Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств, под которыми понимаются живые организмы (крабы, креветки, моллюски и др.), а также минеральные и другие виды ресурсов поверхности и недр дна.
Морское дно за пределами континентального шельфа («район» — по терминологии Конвенции) — дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. Эти пространства объявлены общим наследием человечества, открытым для использования всеми нациями и государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю, исключительно в мирных целях. Никакая часть морского дна за пределами континентального шельфа не может по праву собственности принадлежать отдельным странам, физическим и юридическим лицам. Отдельные государства не могут и не должны претендовать на суверенитет, а тем более распространять его на какую-либо часть морского дна за пределами национальной юрисдикции и не должны признавать претензий по этому поводу. Права на этот «район» и его ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует учреждаемый Международный орган по морскому дну. Его участники — все государства — члены новой Конвенции. Деятельность по разведке и разработке ресурсов морского дна осуществляется как названным органом, так и государствами-участниками Конвенции и их представителями.
Следует добавить, что на морское дно распространяется действие разработанного по инициативе нашей страны Договора о запрещении размещения на дне океанов и морей и в его недрах ядерного оружия и других средств массового уничтожения.
Исключительная экономическая зона — район шириной 200 миль, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. В этой зоне устанавливается особый правовой режим, согласно которому права и юрисдикция прибрежного государства и права других стран регулируются соответствующими положениями Конвенции по морскому праву.
В ней указано, что прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет, во-первых, суверенные права, касающиеся разведки, разработки и сохранения биологических, топливных и других природных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, а также в отношении других видов экономической деятельности, например, выработки энергии путем использования воды, течений, ветра. Во-вторых, оно осуществляет в этой зоне свою юрисдикцию по вопросам создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, научных исследований, защиты и охраны морской среды.
Все другие страны пользуются в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими правомерными видами морской деятельности, соблюдая права прибрежного государства.
При современной заинтересованности многих стран в использовании Мирового океана международно-правовые аспекты оказывают все большее влияние на его хозяйственное освоение, на развитие регулирующих механизмов, связанных с использованием морских ресурсов. Международное регулирование хозяйственной деятельности государств в Мировом океане оказывает все более значительное воздействие на эффективность мирового морского хозяйства, на тенденции размещения производительных сил в Мировом океане, его экономическую географию.