Среди наливных грузов большая часть приходится на сырую нефть и нефтепродукты. В 2008 году в развитых и развивающихся странах добывали 2 381 млн. тонн нефти. Основные современные центры нефтедобычи находятся на Ближнем и Среднем Востоке, в Западной и Северной Африке, в Юго-Восточной Азии, растет нефтепромысловое значение Северного моря. Ныне на второй план отступили страны Латинской Америки, в их числе и Венесуэла — ранее ведущий экспортер нефти. США, в прошлом снабжавшие нефтью многие страны, практически прекратили экспорт сырой нефти и за последние годы стали одним из крупных импортеров. На долю развитых западных стран теперь приходится 4/5 мирового импорта нефти. Кроме США она поступает в основном в страны Западной Европы и в Японию.
Перевозки нефти и нефтепродуктов
Более 60% добываемой нефти транспортируется к потребителям по морским путям. Сложившийся в мире, за исключением стран СНГ, характер размещения центров добычи и потребления нефти отразился на географически высокой концентрации ее основных грузопотоков в Мировом океане. Большая часть (80% экспорта) ближневосточной нефти доставляется морем в Западную Европу вокруг мыса Доброй Надежды, для чего приходится преодолевать расстояние более 20 тыс. км. Формирование столь протяженного и очень мощного (несколько сот миллионов тонн ежегодно) грузопотока вызвано несколькими причинами. С одной стороны, напряженная политическая обстановка на Ближнем Востоке не позволяет использовать на полную мощность шесть трубопроводов, соединяющих нефтепромысловые районы со средиземноморскими портами. Часть этих трубопроводов уже несколько лет не работает, а у остальных степень нагрузки низка. С другой стороны, это вызвано низкой пропускной способностью Суэцкого канала, по которому могут проходить пока лишь суда дедвейтом не более 60-70 тыс. тонн, тогда как современные супертанкеры, перевозящие нефть, имеют грузоподъемность 100 тыс. тонн и более. По Суэцкому каналу перевозится несколько более 30 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год.
От основного грузопотока нефти, направленного вокруг Африки, отделяются сравнительно небольшие нити, ведущие в страны Латинской Америки и в Канаду, и более заметная ветвь уходит в США. Вместе с тем главный грузопоток севернее Гибралтарского пролива принимает в себя значительный объем перевозки нефти из портов Средиземного моря и Северной Африки. Объединенный нефтяной грузопоток направлен в страны Западной Европы — во Францию, Германию, Великобританию, Нидерланды. Значительное количество ближневосточной нефти морским путем перевозится в Японию, которая, кроме того, транспортирует морем жидкое топливо из Индонезии. Довольно крупный традиционный грузопоток нефти идет по линии Венесуэла — Карибский бассейн — восточное побережье США — устье реки Св. Лаврентия (Канада). Эти перевозки имеют важное региональное значение.
В ближайшей перспективе, видимо, сохранится ведущее место грузопотоков из стран Ближнего и Среднего Востока в Западную Европу (возможно, с увеличением использования реконструированного Суэцкого канала), Японию и на Американский континент. Вместе с тем, возможно, увеличится перевозка из районов Северного моря, Мексики, Юго-Восточной Азии, где усиливается разработка нефтяных месторождений шельфа.
Кроме нефти и нефтепродуктов, которые перевозятся в сравнительно небольших масштабах, так как многие страны переработку нефти приблизили к местам ее потребления, по морским путям транспортируются сжиженные газы, пресная вода, спирт, вина и другие наливные грузы. Из газов в жидком состоянии перевозятся метан, пропан и бутан, и грузопотоки их в основном направлены в Западную Европу и Японию. Около 4 млн. тонн пресной воды ежегодно доставляется на острова Аруба и Кюрасао (владение Нидерландов) в Вест-Индии. Вино везут морем из Алжира во Францию.