Древние морские суда на Средиземном море были весельными, но в Северной Европе многие корабли имели паруса. Но этими парусами пользовались при попутном ветре. Позднее усовершенствование парусов позволило кораблям продвигаться вперед при боковом и даже встречном ветре. Благодаря этому стали возможны великие плавания XV-XVI вв. Парусное судостроение достигло расцвета в начале XVIII в., с появлением кораблей-клиперов. Однако к тому времени первые океанские паровые суда, передвигающиеся с помощью гребного винта, уже бороздили моря.
Египетские лодки из папируса
Некоторые из древнейших морских судов, построенных в Египте, были сделаны из пучков тростника, связанных вместе, как бревна. Дело в том, что в тех местах росло мало деревьев, а на обширных болотах разрастался тростник папирус. Лодки из папируса достигали в длину 11 м.
Греческая трирема
Классические греческие галеры, обычно служившие боевыми кораблями, имели длину до 30 м, а ширину — 6 м. Движение галеры обеспечив гребцы, рассаженные в несколько рядов. На биреме имелось два яруса, или две палубы, гребцов, на триреме — три. Число гребцов на триремах доходило до 170 человек, кроме них, имелся дополнительный экипаж примерно из 30 человек, среди которых был даже флейтист.
Круизные лайнеры
Только в нашем веке путешествия по океану стали достаточно комфортабельными, чтобы люди начали отправляться в плавания исключительно ради развлечения. Раньше путешественникам приходилось устраиваться на грузовых морских судах, чтобы повидать мир (см. статью «Жизнь океанов«). Первые крупяные лайнеры были построены в начале века и вскоре превратились в огромные роскошные плавучие отели. Самым крупным из них был лайнер «Норвегия». Первоначально названный «Францией», он был спущен на воду в 1961 году.
Суда на подводных крыльях
Это одни из самых быстроходных современных морских судов. Подъемная сила, создаваемая подводными крыльями, поднимает корпус судна над водой, когда оно набирает большую скорость. Это помогает устранить трение или сопротивление воды, замедляющее движение всех морских судов. К сожалению, суда на подводных крыльях потребляют слишком много топлива и потому перемещение на большие расстояния в них обходится слишком дорого, но во всем мире их используют в качестве паромов. На рисунке изображено современное судно на подводных крыльях с реактивным двигателем.
Плавучие крепости
Галеоны были самыми распространенными гарусными судами в 1500-1700-х гг. По вооружению они напоминали плавучие крепости. Большинство галеонов имели четыре мачты, оснащенные четырехугольными парусами. Испанские галеоны проложили торговые пути по Атлантическому и Тихому океанам в ХVII-ХVII вв.
Электронный корабль
Корабль «Синайтоку-мару» был спущен на воду в 1980 г. На нем имеются две установки с прямоугольными парусами из плотной ткани, натянутой на стальные рамы. Кроме того, корабль имеет дизельный двигатель. Компьютеры следят за скоростью и курсом и управляют парусами, закрывая или раскрывая по мере необходимости.