В известном сообщении американского Комитета по практической океанографии Национальной академии наук говорится: «С практической стороны решение проблем, касающихся океанов, также крайне необходимо, как и решение проблем, относящихся к космическому пространству». В отличие от метеорологии морские исследования очень дороги, что тормозит их проведение. К тому же часто они не имеют немедленного практического применения. И хотя научный интерес океанографических исследовании неизменен, все же это не приводит к достаточным ассигнованиям средств.
Практическая океанография состоит в значительной степени из проблем, связанных с ловлей рыбы, ее технологией, статистикой и предсказанием популяций как функций условий среды; она также включает много других прикладных задач.
С начала плаваний по морям людей стали интересовать глубины поды, приливы, течения, зыбь и т. д., которые оказывают существенное влияние на мореплавание. В больших кругосветных путешествиях были получены сведения об океанических течениях к предложены их первые объяснения. Очень поучительны в этом отношении описания, составленные некоторыми французскими экспедициями 1840-х годов.
Сооружение морских портов, защита пляжей от эрозии и т. д. показали, что все эти объекты находятся под воздействием местных океанографических факторов: вариаций уровня, приливов, зыби, течений и переноса взвешенных материалов, которые и должны стать предметом исследований. Но много локальных факторов, в частности зыбь, возникают на большом расстоянии от рассматриваемых областей. Поэтому необходимо знать соотношения между тем волнением, которое поднято ветром в открытом море, и зыбью, которая придет и начнет разрушать творении человеческих рук. Достаточно длительных измерений зыби около берега обычно не проводится, а при проектировании портов требуется определять наиболее суровые условия, которые могут они испытать. Для этого используются недавние методы предсказания зыби по данным морской метеорологии, обзоры которых имеются за многие годы для большого количества районов. Эти данные могут служить основой для предсказания a posteriori, что полезно дли оценки качества методов предсказания.
Проникновение приливов в устья рек приводит к таким явлениям, как сулой, т. е. столкновение течения реки с приливом. Такие сулои хорошо известны на реке Сене во Франции, что очень мешает навигации.
Воздух и вода, метеорология и океанография находятся в очень тесном «контакте» из-за интенсивного энергетического обмена между ними. Флуктуаций барометрического давления над океанами или морями вызывают образование волн в воде, которые при определенных условиях могут значительно превышать нормальный морской уровень и вызывать катастрофы, подобные тем. что произошли на южных берегах Северного моря в январе — феврале 1933 г. и в феврале 1962 г. (Гамбург). Польза от прогноза таких подъемов уровня очень велика, как и от предсказаний землетрясений.
Возможность извлечения из моря энергии рассматривалась но многих аспектах, особенно во Франции. Были начаты работы по постройке приливной электростанции в Раисе. Это была испытательная станция для опробования техники, которая в дальнейшем будет использована на более грандиозной станции в Шоссей.
Будет увеличиваться извлечение химических веществ из моря. В будущем, несомненно, перед нами встанет необходимость добычи из моря все больших пищевых ресурсов. В открытом море существуют области встреч течений, которые богаты рыбой. Истощение этих районов слишком интенсивной ловлей опасно, поскольку возможности питания морской среды ограничены различными факторами и, в частности, приносом питательных солей из глубинных вод, которые в этих ограниченных районах выходят на поверхность туда, где в освещенном слое условия особенно благоприятны для жизни и где существенна продуктивность морских обитателей. Таким образом, речь идет не только о нахождении новых районов для рыбной ловли. Необходимо так проводить лов, чтобы жизнь могла успевать восстанавливаться.
Наконец, стал на повестку дня вопрос о сбросе в море загрязнении любого происхождения, и в частности радиоактивных. Нельзя рассматривать море как идеальное вместилище всех отходов человечества, так как море, перемешиваемое повсеместно сильными движениями, переносит повсюду растворимые вещества, сброшенные в одной точке.
Следует ли к этому добавлять военное значение океанографии? Подводное зондирование, определение его дальности и ее предсказание, исходя из метеорологических данных, имеет важнейшее значение. Снабжение авианосцев в море, защита береговых сооружении, разработка для них методов предсказания зыби и других се характеристик на большом расстоянии от области генерации имеют первостепенное значение. А термические градиенты и влажность вблизи морской поверхности, разве не влияют они на условия радиолокации в воздухе?
Это простое перечисление достаточно красноречиво, и быстрое развитие исследований в практической океанографии, имеющее место в таких странах, как Соединенные Штаты и Россия, легко оправдывается, несмотря на их стоимость.